Экспорт – спасательный круг для российского автопрома?

С 3 - 5 февраля в выставочном центре «Казанская ярмарка» прошел Международный Форум Автомобилестроения TAIF supported by Automechanika. Форум является важнейшим мероприятием для индустрии автокомпонентов в Поволжье и включает в себя выставку достижений

автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов, а также деловые мероприятия, которые начинались с пленарного заседания «Автомобильная индустрия в России: тенденции, прогнозы, перспективы».Далее следовали заседания рабочих сессий. Одно из главных направлений получило название «Экспорт – спасение автопрома?».

56b5c00dd0fec.jpg

Знак вопроса в названии сессии стоит не случайно, и давайте разберемся, почему. Ни для кого не секрет, что автомобильный рынок в 2015 году серьезно сдал позиции, и в 2016 году этот спад продолжится. Наумов Александр Николаевич (директор департамента транспортного и специального машиностроения) во время пленарного заседания заметил, что без государственной поддержки рынок упал бы еще ниже, и для стабилизации состояния в 2016 году необходимо продолжить реализовывать комплекс мер господдержки, осуществленных в 2015 году.

Планируется, что данные меры поддержат внутренний рынок, что, в свою очередь, подтолкнет компании к развитию и, как следствие, к повышению конкурентоспособности и выходу на глобальные рынки. Но, как мы понимаем, с выходом на новые рынки тоже есть свои трудности. Выступая на рабочей сессии, Татьяна Кофанова (руководитель группы по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, отдел налогооблажения и права, «Делойт») привела общую статистику по экспорту автомобилей и назвала главные вызовы, с которыми сталкиваются компании-экспортеры.

56b5c0a9586a1.jpg

Так экспорт, как и рынок в целом, упал по сравнению с 2014 годом, но если рассматривать картину более детально, то падение произошло только в СНГ, а вот экспорт в страны дальнего зарубежья наоборот показал довольно неплохой рост.

Естественно, по каждому направлению есть свои трудности. Если в странах СНГ экспортеры сталкиваются с отсутствием единообразия в областях применимого законодательства и падением продаж вследствие девальвации валют и снижения покупательского спроса, то в странах дальнего зарубежья компании сталкиваются с отличными стандартами технического регулирования, местными и китайскими конкурентами, затратами на таможенные пошлины и акцизы, а также с логистическими затратами. К примеру, тарифы, акцизы и ставки НДС везде варьируются: тарифы от 5% до 15%, НДС от 15% до 27 %, а акцизы могут достигать 45%. Подобные обстоятельства очень сильно сказываются на долгосрочных перспективах.

56b5c0cae523f.jpg

«Палки в колеса» компаний вставляют и усложненные процедуры таможенной переработки на территории РФ, осложненное администрирование НДС, удвоение сборов (утилизационный и экологический сборы), налоговые и таможенные споры, незапланированное увеличение таможенных тарифов, а также проблемы с получением финансирования.

Несмотря на это, планы выдвигаются довольно амбициозные – увеличить экспорт до 15% к 2020 году и до 25% в 2025 году.

Достичь подобных результатов должны помочь мероприятия Правительства РФ и министерств, запланированная работа в рамках Евразийской экономической комиссии, создание специальной нормативной базы, а также большие надежды возлагаются на работу РЭЦ (Российский экспортный центр).

56b5c0e2f10cc.jpg

Дмитрий Малькеев (директор по региональному сотрудничеству РЭЦ), в свою очередь, заявил, что Российский экспортный центр готов оказывать компаниям-экспортерам как финансовую, так и нефинансовую помощь. Он также отметил, что главными целями РЭЦ являются наращивание несырьевого экспорта, создание условий для увеличения объема и усиления поддержки экспорта.

Если говорить о действиях РЭЦ, то он сводит к минимуму два важных риска, с которыми сталкиваются все экспортеры - это кредитные и политические риски, т.е. оказывает кредитно-финансовую и страховую поддержку. Компании, ранее не занимавшиеся экспортом, но планирующие вывести свою продукцию на другие рынки, смогут рассчитывать на нефинансовую поддержку в виде помощи в составлении бизнес-плана, поиске зарубежных партнеров, с таможенным оформлением и т.д.

В результате возникают два вопроса. Дадут ли все эти меры желаемый результат, и является ли экспорт в сложившейся ситуации спасением для автопрома?

В данной ситуации экспорт является больше частью огромной цепочки действий, необходимых для отрасли, нежели «спасательным кругом» для нее. Приоритетные рынки имеются, следовательно, есть потенциал для развития, а для развития экспорта, помимо создания благоприятного климата, необходимо также совершенствовать и загружать мощности производства и заниматься импортозамещением.

Как сработает эта «цепочка», мы увидим через год и, как точно подметила Татьяна Кофанова: «Не нужно жаловаться, нужно усердно трудиться».

Автор: Алексей Федоров.


361
0
08 Февраля 2016 в 09:05
Комментарии

Комментариев к данному репортажу еще не было

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегестрироваться.